24 октября. Какие вопросы сегодня можно задать любителям оперетты?
Правда, прежде чем уточниться с потенциальным перечнем вопросов, не мешало бы выяснить — а почему именно 24-го? Не 23-го или 25-го, а именно в этот день. Почему?
Всё с этими ларчиками, как всегда, просто. Оказывается, 24 октября — удивительная дата. В этот день, как в одну точку, сошлись судьбы двух людей, имена которых неразрывно связаны с таким музыкально-театральным жанром, как оперетта. Это Имре Кальман и Ференц Легар, два выдающихся венгерских композитора. Первый из которых родился 24 октября 1882 года. А второй, спустя 66 лет, в 1948 году, в этот же самый день — умер.
Отсюда, из отправной точки схождения, наверное, вытекает и самый первый вопрос любителям оперетты. Что им принес этот хмурый октябрьский день — радость по поводу рождения Кальмана или печаль в связи с кончиной Легара? Скорее всего, у любого почитателя оперетты настроение в этот день окрашено как в светлые, так и в приглушенные, траурные тона. Но главенствуют, как мне кажется, не они.
Признательность, вот то чувство, которое, на мой взгляд, в этот день доминирует в настроении всех тех, кто знает и любит оперетту. Ведь если бы не было Имре Кальмана, мы бы так никогда и не узнали героев «Королевы чардаша», «Баядеры» или «Марицы». Так же, как не услышали бы праздничной музыки этих произведений, пронизанной венгерскими мотивами.
Да, 24 октября 1948 года Ференц Легар умер. Конечно, это печальное событие. Но задолго до смерти, в 1905 году, композитор написал музыку к обессмертившей его имя «Веселой вдове». И к траурным ноткам этого дня обязательно подмешивается большое и искренне чувство благодарности к человеку, создавшему произведение, которое до сих пор с неизменным успехом идет на подмостках многих театров всего мира.
Кстати, а почему это произведение Легара называется именно так? Или… В связи с чем у «Королевы чардаша» Кальмана в России есть второе имя — «Сильва»?
Естественно, на каждый из этих вопросов есть ответ. И, на мой взгляд, они заслуживают того, чтобы на них остановиться подробнее.
Музыку к «Королеве чардаша» родившийся в Шиофоке подданный Австро-Венгерской империи Имре Кальман написал в 1915 году. И первое представление оперетты, конечно же, состоялось на столичной сцене. В Вене.
Да, оказывается, в те времена, когда гремят пушки, музы не всегда молчат. А в 1915 году в Европе гремели не только пушки. Первая мировая была в самом разгаре. Весь континент был изрыт окопами и перетянут колючей проволокой, разделившими воюющие стороны на два непримиримых лагеря. И так получилось, что Австро-Венгрия оказалась в одном из них, а Россия — в другом.
Но музыка, тем более музыка гениальная, она, по своей сути, интернациональна. Так что нет ничего удивительного в том, что «Королева чардаша» шла не только по ту, но и по эту сторону окопов.
Правда, в России посчитали не совсем корректным показывать зрителям «вражескую» оперетту. Поменяли место её действия, имена персонажей и… И дали ей другое название. Вот так «Королева чардаша» получила своё второе, уже чисто российское имя — «Сильва».
Не менее интересна и история названия «Веселой вдовы», созданной по мотивам написанной ещё в 1862 году французским драматургом Анри Мельяком пьесы «Атташе посольства». В 1905 году всё уже было готово к премьере. Виктор Леон и Лео Штейн, изменив характеры персонажей пьесы Мельяка и их имена, но оставив неизменной сюжетную основу — борьбу за перешедшие вдове от умершего мужа деньги, создали либретто. А Ференц Легар написал к нему музыку.
Всё было готово к премьере. Но… Название оперетты никак не придумывалось!
А надо сказать, что в венском театре «Ан дер Вин», в котором уже вовсю шли репетиции будущей «Веселой вдовы», был интересный обычай. Вдовы чиновников некоторых австро-венгерских государственных ведомств имели право приобретения льготных билетов на спектакли театра. И активно пользовались им. Что, естественно, никак не способствовало увеличению доходной части бюджета «Ан дер Вин».
И вот как-то исполнявший в то время обязанности директора театра господин Вальнер, разбирая финансовую документацию, в присутствии Легара воскликнул в сердцах: «Ох уж эти надоедливые вдовы!». А Ференц взял, да и услышал. И мгновенно среагировал: «Если у вас вдовы надоедливые, то наша будет веселой!». Так оперетта и получила своё имя. То самое, под которым её нынче знает весь мир.
Правда тогда, в 1905 году, администрация «Ан дер Вин» отнеслась к нему с некоторым скептицизмом, т. к. в репертуаре нескольких европейских театров параллельно шла популярная в начале прошлого века «Маленькая вдова». Но кто сейчас помнит о «маленькой»? Зато Легаровская «веселая» — стала классикой оперетты.
И сразу — новый вопрос. А где родился автор этой классики?
Если с датой рождения Ференца Легара, 30 апреля 1870 года, никаких вопросов нет, то по месту — они вполне могут быть. Хотя, на первый взгляд, и здесь всё, вроде бы, ясно и понятно. Большинство наших русскоязычных источников указывает, что «Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия)».
Но это наши источники. А вот венгры утверждают, что Легар родился в городе Комаром, который и ныне расположен на территории Венгрии. Как так? Не может же один и тот же город одновременно быть и словацким, и венгерским?!
Один и тот же — не может. Но на географической карте Европы, вообще-то, есть два города: Комаром и Комарно. Расстояние между ними всего-навсего… 2,5 километра. Но один из них — Комаром — и сегодня венгерский. А другой — Комарно — словацкий.
Так где в 1870 году родился Ференц Легар? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить — кем был в тот момент времени отец Ференца — Франц Леонгард (или, сокращенно, Легар)? Вообще-то, он играл на флейте в одном из венских театров. Но это было ещё до его призыва на действительную военную службу. А вот в армии отец Легара стал капельмейстером. И в конце 60-х годов XIX века полк, в котором служил Франц Леонгард, после военных действий в Северной Италии был переведен в небольшой венгерский городок Рывкомаром. Здесь Франц и познакомился со своей будущей женой — Кристиной Нойбрант. А ещё через какое-то время у них родился первенец. Будущий великий композитор Ференц Легар.
Полк, в котором служил его отец, дислоцировался в Рывкомароме. Здесь же жила и мать Ференца. Поэтому серьезных оснований предполагать, что он родился в каком другом месте, скорее всего, нет.
Рывкомаром. Вот Малая Родина Легара. Но Рывкомаром — это прежнее название нынешнего словацкого города Комарно. Комаром — пристань, в переводе с венгерского. Так что, похоже, с местом рождения наши источники не ошибаются. Другое дело, что они немного неверно указывают прежнее название этого города.
Всё это — только малая толика вопросов, которые сегодня можно задать любителям оперетты. Есть и другие. Например. Можно ли считать Легара, оба родителя которого имеют немецкие корни, венгерским композитором?
Или — почему Легар является почетным гражданином не только Вены, где он творил, и Бад Ишля, в котором умер, но и Шопрона?
Да, вопросов может быть много. И каждый из них — по-своему интересен. Но оперетта, сама по себе, и интереснее, и важнее любых вопросов. Так, может, отвлечемся от них? Чтобы вспомнить Её Высочество Оперетту.
Например, тот спектакль, который у каждого из нас был первым. И здесь не обязательно привязываться к именам Легара или Кальмана. Помимо них, ведь есть ещё Лео Фалль, Жак Оффенбах, Оскар и Иоганн Штраусы… Моей первой опереттой, например, стала «Моя прекрасная леди» на музыку Фредерика Лоу.
Но это — уже совсем другая история…