Дистанционное образование: насколько оно эффективно?

В далеком 1989-м получить степень MBA (Master of business administration), обучаясь при этом дистанционно, было достаточно трудно — во всем мире существовало всего 5 образовательных программ, имеющих соответствующую аккредитацию. Но уже в начале 21 века в базе данных ведущих мировых справочников по образованию подобных программ значилось более сотни.

Дистанционная форма обучения становится все более популярной и активно используется в наши дни как для получения основного образования (в т.ч. и школьного), так и для повышения квалификации сотрудников компаний.

Обучение на расстоянии имеет ряд значительных преимуществ, по сравнению с традиционной очной формой:

— оно игнорирует расстояния между городами, странами, континентами; — свободный график удобен для работающих студентов; — люди с ограниченными возможностями получают шанс занять достойное место в жизни и т. д.

Тем не менее, специфика образовательного процесса, отсутствие четкой системы контроля постоянно ставит вопрос: «Насколько такое обучение эффективно? Способно ли оно подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда?»

Социологические исследования, проведенные в США и Канаде, показали, что студенты очной и дистанционной формы обучения не уступают друг другу по общему уровню подготовки. Частные различия между исследуемыми группами наблюдаются по тем параметрам, которые непосредственно определяются спецификой учебного процесса. Так студенты, обучающиеся дистанционно, имеют больший объем теоретических знаний и лучше понимают современные технологии. В свою очередь, студенты-очники более эффективно используют полученные знания на практике и легче налаживают социальные связи. При этом, в среднем, студенты обеих исследуемых групп показали положительные результаты по всем параметрам, характеризующим уровень учебной подготовки.

На основании результатов исследований западные социологи делают вывод, что дистанционное образование в настоящее время вполне способно стать альтернативой традиционной практике ежедневного посещения вузов. Конечно, различия между очной и дистанционной формой обучения велики, и они могут стать причиной неудач в освоении учебной программы. Но в среднем навыки и знания, получаемые в процессе обучения как в первом, так и во втором случае, одинаково ценны и востребованы в профессиональной практике. Индивидуальные качества, жизненная ситуация — то, чем определяется предпочтительность той или иной формы обучения.

Важный фактор, который следует учитывать абитуриенту — отношение общественности к системе дистанционного образования. Далеко не все директора, менеджеры по персоналу готовы воспринимать специалиста, обучавшегося дистанционно, в качестве равного коллегам, обучавшимся по дневной форме. Согласно статистике, даже наличие у соискателя степени MBA не является панацеей от негативных стереотипов работодателей.

Скептицизм становится незначительным, если учебное заведение, выдавшее диплом, известно потенциальным работодателям. Этот момент очень важен: аудитория студентов, обучающихся по программам дистанционного образования, не ограничена территориальными рамками, но наибольшие шансы при трудоустройстве имеют те выпускники, которые планируют жить и работать в географической близости от учреждения, предоставляющего образование.

Исключением являются университеты (институты, колледжи), пользующиеся огромной популярностью за пределами региона или даже страны. Статус выпускников таких учреждений в большинстве случаев непререкаем.

При всей своей перспективности дистанционное образование в наши дни лишь получает всемирное признание и относительно недавно приобрело технологическую базу, позволившую конкурировать с очной формой обучения. Ближайшие десятилетия покажут, сможет ли новомодная тенденция пошатнуть устоявшийся авторитет старой школы, а новые технологии — заменить многовековую практику ежедневного общения наставника и ученика.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: