Как за сутки подготовиться к защите дипломной работы на «отлично»
Остались позади мучения с черновиками и правками. Непонятные требования руководителя заменить «шило» на «мыло» в первой главе, а «мыло» на «шило» - во второй, благополучно выполнены. Компьютер не подвел, работа распечатана в трех экземплярах. Речь с руководителем выверена до последнего слова; раздаточный материал (презентация) радует душу. Однако, глядя на календарь, понимаешь, что защита уже послезавтра. Что делать? Как учить речь? Зазубривать наизусть или читать её по бумажке? А дополнительные вопросы после защиты? Надо ли читать «от» и «до» весь диплом? Хлипкий студенческий организм, замученный всеми перипетиями, вдруг начинает давать сбои… За что хвататься?
***
Наверно, это ситуация знакома каждому студенту, либо ещё предстоит. За двенадцать лет общения как со студентами МГУ, у которых я был научным руководителем, так и с клиентами, я выработал ряд определенных рекомендаций для подобных случаев. Более подробно они описаны в моих руководствах на сайте в Курсе молодого бойца. Здесь же я хотел бы очень кратко, сжато остановиться на трёх основных, пожалуй, даже ключевых вопросах и пяти этапах подготовки к защите.
***
Сама защита дипломной работы занимает от 5-7 до 15-20 минут максимум. Не секрет, что несчастные замученные преподаватели порой вынуждены сидеть в ГАКе без перерыва, обрабатывая сплошной поток студентов. Где-то на третьем-четвертом дипломнике зверски хочется зевать, пить, курить и перекусить (из личного опыта). Понятно, что за отведенный промежуток времени один экземпляр дипломной работы, предоставляемый студентом при защите, успевают максимум пролистать по-очереди, в лучшем случае, некоторые преподаватели, входящие в комиссию. Поэтому
***
Рекомендация первая:
-не зацикливаться на заучивании текста самой дипломной работы. Безусловно, её необходимо вдумчиво прочитать хотя бы один раз «от» и «до», но не более того. Это правило справедливо как для тех, кто пишет свою работу сам (порой при переделывании теряется общая нить изложения), так и для тех, кому её «делали на заказ» (полезно ознакомиться с тем, что Вам написали).
***
Рекомендация вторая:
-основное внимание необходимо уделить не только речи, но, что ещё более существенно, раздаточному материалу или презентации. Дело в том, что на слух человек воспринимает информацию гораздо хуже, чем посредством зрительного канала. Презентация или раздаточный материал доступны всем членам комиссии в гораздо большей степени, чем текст дипломной работы. Готовьтесь к тому, что основные вопросы после Вашей защиты будут именно по раздаточному материалу/презентации. Отсюда вывод: любая таблица, рисунок, вывод, представленный в них, дипломник должен знать лучше имени-отчества заведующего кафедрой. Довольно часто именно то, что студент не может объяснить цифры на диаграмме или какой-нибудь итоговый вывод, приводит к существенному снижению итоговой оценки.
***
Рекомендация третья:
- подойти к заучиванию текста речи для защиты творчески. Как показывает моя практика, даже в экстремальных случаях вполне возможно подготовиться к достойной защите. Текст, заученный наизусть и «отбарабаненный» со скоростью семь слов в секунду, производит на членов комиссии не менее плохое впечатление, нежели когда дипломник вслух читает «с листа», спотыкаясь на знаках препинания и склонениях числительных. Для этого есть определённая последовательность из пяти этапов, которая может существенно упростить заучивание.
***
Итак, на первом этапе медленно прочитайте текст речи вслух с секундомером в руках, не отвлекаясь на раздаточный материал (презентацию). Время необходимо записать. После этого переверните листы текста, и попробуйте рассказать то, что прочитали. Важно не останавливаться, проговорить вслух всё запомненное своими словами «от и до». Расстраиваться по поводу того, что в памяти осталось чуть более 10% информации, не стоит. Есть такая кривая забывания Эббингауза, довольно точно описывающая данный феномен. Поэтому крайне важно сразу после того, как воспроизведена информация по памяти, ещё один раз прочитать вслух текст, но уже перед зеркалом. При этом желательно максимальное количество раз поймать свой взгляд в зеркале. Этот нехитрый приём позволит Вам не сбиться перед комиссией (только на месте зеркального отражения Ваших глаз будут испытующие очи преподов). Время прочтения также необходимо записать.
***
После игры с зеркалом нужно (просто необходимо) сделать 15-20 минутную паузу (можно выпить кофе или прогуляться ). Главное, во время этой паузы ничего не читать. Этот второй этап крайне необходим. Только после него стоит приступать к третьему. Суть его проста: надо разбить текст речи на блоки (от пяти до семи) и условно назвать их смешными (или забавными) словами. Например, для финанализа ООО «Альфа» это может выглядеть следующим образом: «Всем приветик (поздороваться) – цельки и задачки (метода-зараза) – всё о моей фирмочке (анализ ооошки) – что там у нас плохого? (недостаточки)- знаю, как лучше (предложения и рекомендации) – выводы – всем пока». Главное, чтобы Вы сами придумали эту последовательность, записали её на небольшом листочке и в подкорке, а затем маркером в речи отметили эти блоки. Не стоит количество блоков увеличивать или уменьшать, поскольку магические цифры 5 и 7 лучше всего запоминаются, по мнению психологов. Текст речи - Ваша собственность. Вы держите его на защите в руках, либо он лежит перед Вами. Потому – смело делайте какие угодно пометки на нём (в частности, можно на оборотных листах (в качестве шпаргалки) выписать наиболее сложные формулы, даты, законы – это Ваше право). Отметив блоки, прочитайте ещё раз текст вслух перед зеркалом, попутно высвечивая в памяти составленный «план». Этот нехитрый приём позволит Вам не сбиться от волнения на защите. Открою «страшную» тайну: никто из ГАКа не знает, что у Вас написано на листочках. Потому при защите, если Вы сбились, и не можете найти нужный Вам кусок речи - смело переходите к следующему блоку. С очень высокой вероятностью никто не заметит Вашего «пропуска».
***
Четвёртый этап будет уже после двухчасовой паузы. Во время этой паузы опять нельзя ничего читать, желательно не смотреть телевизор, не слушать радио. Прогулка на свежем воздухе окажется как нельзя кстати. На этом этапе необходимо попытаться при прочтении текста вслух (2-3 раза, перед зеркалом) заменять некоторые слова текста своими. Например, словосочетание «цель данной выпускной квалификационной работы» легко можно заменить на «цель моей работы», «целью работы, предлагаемой Вашему вниманию» и т.д. Данное упражнение даёт необходимую свободу «в тексте», вариабельность речи. Именно это более всего ценится членами ГАК при защите. После четырёх этапов можно смело ложиться спать. Да-да, перед защитой просто необходимо выспаться. Это одно из слагаемых успеха.
***
Уже утром, в день защиты, встав на час раньше, необходимо прочитать речь перед зеркалом пару раз – пятый этап, фактически повторяющий первый. После этого можно смело идти на защиту: Вы не будете знать речь наизусть, но будете очень хорошо в ней ориентироваться.
***
Я не стал здесь подробно рассказывать о вопросах преподавателей, о том, как надо на них отвечать. За рамками этой заметки остались темповые и интонационные особенности изложения, также как и масса других нюансов. Однако уверен, что при тщательном выполнении изложенных рекомендаций студент в состоянии подготовиться к защите достойно.
С уважением и пожеланием отличной защиты,
Александр Шмойлов
Более подробно рекомендации описаны в руководствах на сайте в Курсе молодого бойца. Информация об авторе .
***
Наверно, это ситуация знакома каждому студенту, либо ещё предстоит. За двенадцать лет общения как со студентами МГУ, у которых я был научным руководителем, так и с клиентами, я выработал ряд определенных рекомендаций для подобных случаев. Более подробно они описаны в моих руководствах на сайте в Курсе молодого бойца. Здесь же я хотел бы очень кратко, сжато остановиться на трёх основных, пожалуй, даже ключевых вопросах и пяти этапах подготовки к защите.
***
Сама защита дипломной работы занимает от 5-7 до 15-20 минут максимум. Не секрет, что несчастные замученные преподаватели порой вынуждены сидеть в ГАКе без перерыва, обрабатывая сплошной поток студентов. Где-то на третьем-четвертом дипломнике зверски хочется зевать, пить, курить и перекусить (из личного опыта). Понятно, что за отведенный промежуток времени один экземпляр дипломной работы, предоставляемый студентом при защите, успевают максимум пролистать по-очереди, в лучшем случае, некоторые преподаватели, входящие в комиссию. Поэтому
***
Рекомендация первая:
-не зацикливаться на заучивании текста самой дипломной работы. Безусловно, её необходимо вдумчиво прочитать хотя бы один раз «от» и «до», но не более того. Это правило справедливо как для тех, кто пишет свою работу сам (порой при переделывании теряется общая нить изложения), так и для тех, кому её «делали на заказ» (полезно ознакомиться с тем, что Вам написали).
***
Рекомендация вторая:
-основное внимание необходимо уделить не только речи, но, что ещё более существенно, раздаточному материалу или презентации. Дело в том, что на слух человек воспринимает информацию гораздо хуже, чем посредством зрительного канала. Презентация или раздаточный материал доступны всем членам комиссии в гораздо большей степени, чем текст дипломной работы. Готовьтесь к тому, что основные вопросы после Вашей защиты будут именно по раздаточному материалу/презентации. Отсюда вывод: любая таблица, рисунок, вывод, представленный в них, дипломник должен знать лучше имени-отчества заведующего кафедрой. Довольно часто именно то, что студент не может объяснить цифры на диаграмме или какой-нибудь итоговый вывод, приводит к существенному снижению итоговой оценки.
***
Рекомендация третья:
- подойти к заучиванию текста речи для защиты творчески. Как показывает моя практика, даже в экстремальных случаях вполне возможно подготовиться к достойной защите. Текст, заученный наизусть и «отбарабаненный» со скоростью семь слов в секунду, производит на членов комиссии не менее плохое впечатление, нежели когда дипломник вслух читает «с листа», спотыкаясь на знаках препинания и склонениях числительных. Для этого есть определённая последовательность из пяти этапов, которая может существенно упростить заучивание.
***
Итак, на первом этапе медленно прочитайте текст речи вслух с секундомером в руках, не отвлекаясь на раздаточный материал (презентацию). Время необходимо записать. После этого переверните листы текста, и попробуйте рассказать то, что прочитали. Важно не останавливаться, проговорить вслух всё запомненное своими словами «от и до». Расстраиваться по поводу того, что в памяти осталось чуть более 10% информации, не стоит. Есть такая кривая забывания Эббингауза, довольно точно описывающая данный феномен. Поэтому крайне важно сразу после того, как воспроизведена информация по памяти, ещё один раз прочитать вслух текст, но уже перед зеркалом. При этом желательно максимальное количество раз поймать свой взгляд в зеркале. Этот нехитрый приём позволит Вам не сбиться перед комиссией (только на месте зеркального отражения Ваших глаз будут испытующие очи преподов). Время прочтения также необходимо записать.
***
После игры с зеркалом нужно (просто необходимо) сделать 15-20 минутную паузу (можно выпить кофе или прогуляться ). Главное, во время этой паузы ничего не читать. Этот второй этап крайне необходим. Только после него стоит приступать к третьему. Суть его проста: надо разбить текст речи на блоки (от пяти до семи) и условно назвать их смешными (или забавными) словами. Например, для финанализа ООО «Альфа» это может выглядеть следующим образом: «Всем приветик (поздороваться) – цельки и задачки (метода-зараза) – всё о моей фирмочке (анализ ооошки) – что там у нас плохого? (недостаточки)- знаю, как лучше (предложения и рекомендации) – выводы – всем пока». Главное, чтобы Вы сами придумали эту последовательность, записали её на небольшом листочке и в подкорке, а затем маркером в речи отметили эти блоки. Не стоит количество блоков увеличивать или уменьшать, поскольку магические цифры 5 и 7 лучше всего запоминаются, по мнению психологов. Текст речи - Ваша собственность. Вы держите его на защите в руках, либо он лежит перед Вами. Потому – смело делайте какие угодно пометки на нём (в частности, можно на оборотных листах (в качестве шпаргалки) выписать наиболее сложные формулы, даты, законы – это Ваше право). Отметив блоки, прочитайте ещё раз текст вслух перед зеркалом, попутно высвечивая в памяти составленный «план». Этот нехитрый приём позволит Вам не сбиться от волнения на защите. Открою «страшную» тайну: никто из ГАКа не знает, что у Вас написано на листочках. Потому при защите, если Вы сбились, и не можете найти нужный Вам кусок речи - смело переходите к следующему блоку. С очень высокой вероятностью никто не заметит Вашего «пропуска».
***
Четвёртый этап будет уже после двухчасовой паузы. Во время этой паузы опять нельзя ничего читать, желательно не смотреть телевизор, не слушать радио. Прогулка на свежем воздухе окажется как нельзя кстати. На этом этапе необходимо попытаться при прочтении текста вслух (2-3 раза, перед зеркалом) заменять некоторые слова текста своими. Например, словосочетание «цель данной выпускной квалификационной работы» легко можно заменить на «цель моей работы», «целью работы, предлагаемой Вашему вниманию» и т.д. Данное упражнение даёт необходимую свободу «в тексте», вариабельность речи. Именно это более всего ценится членами ГАК при защите. После четырёх этапов можно смело ложиться спать. Да-да, перед защитой просто необходимо выспаться. Это одно из слагаемых успеха.
***
Уже утром, в день защиты, встав на час раньше, необходимо прочитать речь перед зеркалом пару раз – пятый этап, фактически повторяющий первый. После этого можно смело идти на защиту: Вы не будете знать речь наизусть, но будете очень хорошо в ней ориентироваться.
***
Я не стал здесь подробно рассказывать о вопросах преподавателей, о том, как надо на них отвечать. За рамками этой заметки остались темповые и интонационные особенности изложения, также как и масса других нюансов. Однако уверен, что при тщательном выполнении изложенных рекомендаций студент в состоянии подготовиться к защите достойно.
С уважением и пожеланием отличной защиты,
Александр Шмойлов
Более подробно рекомендации описаны в руководствах на сайте в Курсе молодого бойца. Информация об авторе .
Отзывы и комментарии