Сады для людей с ограниченной подвижностью
Сады для людей с ограниченной подвижностью.
Многие сады спланированы с учётом того, что люди, которые будут ими пользоваться, как правило, способны сравнительно легко по ним передвигаться. Так, однако, бывает не всегда. Люди с ограниченной подвижностью зачастую не могут получить удовольствие от красивого сада. Многие привлекательные во всех отношениях сады, часто не доступны для тех, кто не может самостоятельно передвигаться. Иногда препятствием становятся ступеньки, сделанные вместо пандуса, или дорожки, которые недостаточно широки для инвалидной коляски. По официальной статистике, в России инвалиды составляют около 10% всего населения. Недавно журнал «Большой город» провёл акцию «Вне зоны доступа». Несколько здоровых людей сели на инвалидные кресла и попытались пожить пару часов своей обычной жизнью. А в 2007 году в Шомон-сюр-Луар проводился ежегодный фестиваль садового искусства, среди 26 садов на общую тему «Движение», сад, названный «Кресло в саду», предлагал посетителям попробовать себя в роли инвалида, сесть в кресло-каталку и совершить прогулку по саду.
Каковы особые проблемы этих людей?
- Сложности с перемещением.
- Невозможность нагнуться, чтобы достать до земли.
- Слабые хватательные возможности, плохая координация движений.
- Возникающие порой нарушения равновесия.
- Ограниченная амплитуда движений.
- Повышенная утомляемость, пониженная выносливость, неспособность к большим усилиям.
- Ограниченная мышечная масса.
- Чувствительность к погодным изменениям.
- Необходимость работать сидя.
С какими проблемами эти люди могут столкнуться в саду?
- Сильная удалённость сельскохозяйственных посадок от дома.
- Узость дорожек, аллей и отсутствие чётко проложенных бордюров.
- Рельеф, холмистость, рыхлая почва.
- Покрытые гравием аллеи, лестницы, неравномерность поверхности (брусчатка и т. д. ).
- Отсутствие пространства для маневров на инвалидной коляске.
- Роль поверхностей, не покрытых растительностью, подстриженных лужаек.
- Роль обновления сезонных растений (однолетних, двулетних, луковичных).
- Выбор деревьев и кустарников (высота, густота посадок, размещение, уход).
- Слишком широкое пространство для работы.
Мы должны продумать следующие ситуации:
- человек с физическими недостатками, у которого имеется или не имеется инвалидное кресло с мотором (без мотора);
- относительно здоровый человек преклонного возраста;
- человек маленького роста;
- человек с потерей какого-либо органа чувств;
- и даже человек, постоянно присматривающий за детской коляской.
Есть пожилые и больные люди, инвалиды, люди, перенёсшие серьёзные травмы; они бы и хотели уделять своим грядкам, бордюрам и газонам больше внимания, но лишены такой возможности. Мы должны принимать всё это во внимание, при создании сада для людей с ограниченной возможностью передвижения. Чтобы это пространство стало поистине приятным, необходимо, чтобы человек мог передвигаться в нём без особых неудобств, гулять, отдыхать, наблюдать за развитием растений, за тем, как распускаются цветы. Нужно чтобы он самостоятельно выращивать овощи и собирать фрукты. По этой причине как я уже говорила, нужно стремиться избегать слишком больших обрабатываемых площадей. Они должны располагаться максимально близко и быть небольших размеров. При их определении следует учитывать способность владельца обеспечивать за ними уход. Садоводческая деятельность должна оставаться источником удовольствия, а не принудительным или рабским трудом.
Концепция и создание частного сада для людей с ограниченной возможностью передвижения. Общей модели не существует, так как каждый сад уникален. Его размеры пропорциональны возможностям владельца ухаживать за ним. Необходимо его участие в оценке проблем передвижения, упомянутых возможностей, склонностей, личных потребностей и адаптации сада ко всему перечисленному. Короче говоря, сад, источник развлечения и удовольствия, должен представлять просто организованное пространство и обеспечивать несложность ухода – вот два основных фактора, которые надо принимать в расчёт.
Сад следует разбивать на плоской поверхности, организовав неприметный уклон рот дома для стока воды. Не рекомендуется: холмистость, откосы, пригорки, извилистые неровные дорожки – обычные составляющие пейзажных садов, так как они могут стать для владельца источником трудностей ухода за садом, повышенного напряжения и увеличить вероятность несчастного случая.
Чтобы обеспечить перемещение по саду, аллеи должны быть прямыми и пересекаться взаимно перпендикулярно. Следует предусмотреть пространство, достаточное для того, чтобы на кресле можно было разворачиваться. Для хозяина и сопровождающего его лица должна быть возможность передвигаться по главной аллее значит, она должна быть шире остальных аллей.
Въезд в гараж должен обеспечивать выезд кресла из подъехавшего транспортного средства. Также надо установит по краям дорожек бордюры для обозначения направления. Склоны надо оснастить перилами, если склон слишком длинный, предусматривается промежуточная площадка для отдыха. Избегать или свести до минимума лестницы. Если они необходимы, они должны быть оснащены перилами.
Покрытие аллей и террас не должно быть рыхлым (гравий исключается), скользким и с неровностями. Плитку следует укладывать плотно, все стыки или щели на поверхности не должны превышать 2 см. в диаметре или по ширине. Материал может быть различным: плитка, «автоблокирующиеся» блоки – оптимальные по форме, размерам и цене. Предпочтительны гладкие материалы, по которым легко двигаться, и одновременно не делающиеся скользкими в ненастную погоду. Это происходит с древесиной в дождь, поэтому она применяется исключительно для крытых помещений типа веранды. Так же плохо подходит людям в инвалидных креслах в плохую погоду – аллея с укреплённой почвой.
В небольших садах количество деревьев ограничивается несколькими экземплярами, тень от которых не велика. В отличие от хвойных, довольно однотипных по форме и цвету, кустарники представляют большой выбор: их форма, а так же расцветка листвы и цветков очень разнообразны. Их используют комбинировано при украшении стен, создании зелёного ограждения или дикой, не требующей регулярной обрезки живой изгороди.
Почвопокровные растения «одевают» цветники или украшают уголок с альпийской горкой, труднодоступный для культивирования и ухода. Посаженные вдоль аллей растения требуют особого отбора и ухода, чтобы избежать опасности от веток, нависающих над дорогой, мешающих проезду и увеличивающих риск падения. Следует избегать высаживать около аллей листопадные деревья и кустарники. Из-за них мокрая почва аллей во время листопада делается скользкой.
Цветники и клумбы должны быть узкими (1 м) квадратной или прямоугольной формы. Цветочные парапеты, ящики, клумбы, приподнятые цветники – это сооружения, позволяющие людям, вынужденным передвигаться в инвалидных креслах или испытывающим иные затруднения с перемещением, работать не нагибаясь, заниматься садоводством в комфортных условиях. Посадка растений в такие сооружения позволяет уделять внимание нуждам отдельных питомцев и использовать для посадки различные субстраты, подходящие для растений – любителей и кислых, и щелочных почв.
Приподнятые клумбы можно устраивать на разной высоте и различными по площади, приспосабливая для людей с ограниченными возможностями труда, чтобы им было легко ухаживать за культурами. Ощущения и удовлетворение, которые возникают у нас от окружающей среды, в большей степени зависит от личных возможностей в данный момент, связанных с обстоятельствами, которые нам не всегда подвластны. Мы по-разному оцениваем окружающую среду, что связано с возрастом, энергией, способностью к передвижению, привычками и посторонними факторами, которые могут на какое-то время повлиять на душевное состояние. Хорошо известно, что определённые звуки, цвета, движения, а так же тактильные ощущения могут стимулировать развитие людей, которые испытывают трудности с обучением. Немного подумав можно создать сад, в котором всё это предусмотрено, особое внимание в таком саду, уделено стимулированию обучения, но должны быть учтены так же потребности остальных членов семьи. В подобной ситуации времени для работы в саду остаётся немного, поэтому сад, особенно в том, что касается растений, должен быть спланирован таким образом, что бы уход за ним не отнимал много времени и сил. При простой, эффективной планировке, в саду не может быть скрытых уголков, и он в любое время должен просматриваться. Места, к которым следует ограничить доступ, например, ящик для инвентаря и контейнер для мусора, следует закрыть калитками. Дорожка в таком саду должна быть очень широкой и с шероховатой поверхностью мощения, чтобы обеспечить хорошее сцепление подошв с поверхностью, и чтобы было удобно по ним передвигаться на кресле-каталке. Для такого сада тщательно подбираются растения – без ядовитых плодов, стеблей, листьев, сока, а так же острых колючек, иголок или твёрдых сучьев, о которые можно пораниться. Другое соображение, которое учитывается при выборе растений для посадки, – яркая окраска листьев или цветков, а также способность быстро восстанавливаться при повреждении. В таком саду, обязательно должна присутствовать водная композиция с мягко пульсирующей водой. Верхний край фонтана должен находиться на такой высоте, что бы было удобно сидеть и спокойно рассматривать эту стимулирующую умственную активность водную композицию.
Слова «сад для слепых» у многих вызывают в сознании образ засаженных душистыми цветами приподнятых клумб с табличками, на которых написаны шрифтом Брайля названия растений. Между тем, слепые и слабовидящие люди, как правило, не требуют особого к себе отношения и хотят, чтобы к ним относились как к обычным людям. По статистике – 50 процентов незрячих, 42 процента неслышащих и 41 процент опорников считают себя такими же, как и остальные люди. Инвалид хочет не просто иметь равные права, он может и должен жить как другие люди. Гораздо правильнее представить себе прекрасный сад, который благодаря внимательному отношению к простым деталям планировки, конструкции строений и продуманному размещению растений подходит к любому человеку, не зависимо от того плохое или хорошее у него зрение. Существует одна характерная деталь в этом саду – мощение устраивается таким образом, что любые направления и границы между различными участками – выделяются текстурой или цветом. Поскольку у слепых сильно развито осязание, необходимо подобрать растения, имеющие на ощупь разную структуру. В посадках используются деревья, кустарники, многолетники и лианы, обладающие интенсивным ароматом, яркой окраской цветков или листьев и интересной текстурой поверхности листьев или стеблей. Здесь не высаживаются растения с шипами или колючими листьями, зато должны быть растения с тонкими стволами и длинными листьями, например, бамбук или карликовая ива, которые приходят в движение и шелестят от лёгкого ветерка. Значительное место отводится вечнозелёным кустарникам с мягкими листьями, ими можно обозначит места изменения направления движения. Создаваемые растениями препятствия на высоте менее 2 метров от земли представляют собой опасность.
Для ориентирования в саду рекомендуется использование пахучих растений. Важно не смешивать запахи, подобрать растения с разными периодами цветения и распределить их на расстоянии друг от друга. Связать каждый запах с определённым местом сада, чтобы таким образом идентифицировать эти места: уголок отдыха, террасу, цветники, огород и т. д. Слепой может ориентироваться по звукам, которые там раздаются. Создать различные покрытия аллей для ориентирования в саду: аллея, покрытая гравием, газоном, плиткой, с утрамбованной землёй и т. д.
Концепция и специфическое обустройство частного сада находит своё применение во многих садах, например саду Пяти чувств в Нанте, который по своему оборудованию, адаптации, зонам по интересам и окружающей среде является воплощением новой концепции и оригинальной организации особых садов. Сад Пяти чувств был задуман для того, чтобы каждый мог наилучшим образом провести в нём время: он был определенным образом адаптирован для людей с плохим зрением. Сад полифункционален, он воздействует одновременно на различные органы чувств:
- чувствительные восприятия (слух, зрение, обоняние, осязание);
- психологическое восприятие (медитация, размышления, безмятежность, спокойствие, радость, отдых и т. д. )
Источник обогащения – каждый может в этой среде найти пищу для восприятия благодаря адаптации и гармонизации форм, высот и красок.
В обустройстве сада, расположенного на острове Болье недалеко от побережья Луары, участвует ряд организаций, предоставляющих для него необходимое оборудование. Это очень посещаемый район Нанта. Впрочем, определяющим фактором выбора места расположения сада явилось наличие музыкальной консерватории. Это сад – излюбленное место прогулок слепых и людей с дефектами зрения.
Чтобы предоставить возможность ощущать все пять чувств, был создан ряд оригинальных объектов:
- музыкальный фонтан;
- солнечные часы;
- копилка запахов;
- крытая галерея из вьющихся растений и объекты ориентиры по краям дорожек.
Кроме того, при обустройстве побеспокоились об использовании материалов с различной текстурой, воспринимаемой на ощупь. Музыкальный фонтан – структура из нержавеющей стали скульптора Онелио Вильяндо: этот музыкальный фонтан создан как источник жизни, движения взлетающих струй, спокойствия зеркальной поверхности бассейна. Ансамбль представляет собой абсолютно неповторимое визуально-звуковое действо. В центральном бассейне находятся шесть вертикальных изогнутых труб. Семь подвижных элементов воздействуют на семь колоколов, каждый из которых передаёт один из семи основных музыкальных тонов.
Вода, выходящая из труб, раскачивает сферу, которая, вращаясь вокруг своей оси, заставляет звучать колокола. Регулируя более или менее быстрое поступление воды, можно менять ритм звучания, что создаёт разную музыку.
Тем же скульптором Онелио Вильяндо созданы солнечные часы. Они состоят из двух частей:
- подставки из чёрного гранита, на которой располагаются экваториальные солнечные часы; они обозначают время треугольной тенью указателя, падающей на циферблат, размеченный на подставке;
- вторые солнечные часы из нержавеющей стали, установленные на этой подставке, полукруглые и указывают время, с помощью воспринимаемой осязательно температуры, которая контролируется фотоэлементами.
В копилке запахов основной элемент архитектуры сада – растительность. Внешний вид, объём, окраска листвы, цветов и плодов создают столько чувствительных оттенков для глаза! Кроме того, слух может активно воспринимать в саду пение птиц, а так же иногда – шум листвы некоторых растений, в особенности осины и эвкалипта.
Восприятие мира запахов гораздо трудней. Чтобы обеспечить выделение запаха, были приняты в расчёт три фактора:
- зона спокойствия – изолированное место в парке, где стабильность воздуха мешает распространению аромата;
- расположение на солнце, в условиях аккумуляции солнечного тепла (благодаря использованию теплоёмких материалов: камней, кирпича, дерева), благоприятствующих распространению летучих веществ;
- приближение органов обоняния к цветам за счёт расположения растений на поставках, что сделало их доступней.
Листва – тоже источник и очень приятных осязательных ощущений. Этому так же уделено значительное место. На закрытой террасе собрана коллекция ароматных гераней – основная ценность копилки в летнее время. В саду так же представлены и другие растения с ароматными цветами или листвой и ароматические растения.
Крытая галерея из вьющихся растений – в этом уголке, где царят тень и прохлада, покой и отдых, по стенам расположена коллекция рельефных изображений листьев и плодов на глиняной плитке, подписанной шрифтом Брайля. Вьющиеся растения покрывают крытую галерею и создают необходимую тень. Крытая галерея создаёт тень, а так же поддерживает вьющиеся кустарники. Жимолость, жасмин, глициния – все эти виды пахучих цветов покрывают галерею.
Для прокладки и покрытия дорог были использованы разнообразные материалы. Сочетания их меняются, давая информацию для осязания (рельеф, жёсткость, теплота, холод и т. д. ). Так же они становятся индикаторами для слепых и обозначают ключевые точки. Главной проблемой для слепых остаётся передвижение. На земле выложена вымощенная гранитом полоска шириной 0,20 м, по которой можно узнавать направление дороги. Об изменении направления ми о перекрёстке сообщает пересекающаяся полоса, перегораживающая аллею на всю ширину, играя роль ориентира.
Использование различных материалов для покрытия почвы является важным средством для ориентирования при движении по саду. Кром этого, здесь использованы различные виды покрытия: цементная плитка, упругая синтетическая плитка, «автоблокирующаяся» брусчатка, древесина, «свободная кладка» плитки и т. д.
Площадь этого сада – 5700м2, засаженная площадь – 2600м2, площадь газонов – 1500м2, аллеи и залы отдыха – 1600м2.
Мы обладаем пятью чувствами: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Отними одно из них, мир станет намного меньше. Слух в саду Пяти чувств в Нанте – это звуки шагов на разных покрытиях, шум листвы, шум воды (музыкальный фонтан), пение птиц. Зрение – это тень и свет (крытые галереи из вьющихся растений, солнечные часы). Окраска цветов и листвы, объёмы и силуэты, смена времён года. Вкус – это прохладная вода, небольшие плоды. Осязание – это разные почвы и растительность. Солнечные часы устроены таким образом, что можно ощущать различную температуру в зависимости от времени. Плитки для удобства определения листьев по их рельефу. Информация написанная шрифтом Брайля. И наконец обоняние – это смолистый запах хвойных растений, пахучие кустарники, запахи цветов (копилка запахов). Еще в 1618 году Вильям Лавсон писал: " Разве нельзя найти во фруктовом саду то, что будет радовать ваш взор, что будет услаждать ваш слух, что понравится вам на вкус и то, что будет приятно вашему обонянию?. . ".
По материалам книг: Ноэль Кигсбери «Основы озеленения сада», Тим Ньюбери «Всё о планировке сада», Жак Ревель «Создай свой сад», Д-р Д. Г. Хессайон «Все о саде за которым легко ухаживать». Подготовила Танюшина В. В. Фирма "КипариС" ландшафтный дизайн в Волгограде.
Многие сады спланированы с учётом того, что люди, которые будут ими пользоваться, как правило, способны сравнительно легко по ним передвигаться. Так, однако, бывает не всегда. Люди с ограниченной подвижностью зачастую не могут получить удовольствие от красивого сада. Многие привлекательные во всех отношениях сады, часто не доступны для тех, кто не может самостоятельно передвигаться. Иногда препятствием становятся ступеньки, сделанные вместо пандуса, или дорожки, которые недостаточно широки для инвалидной коляски. По официальной статистике, в России инвалиды составляют около 10% всего населения. Недавно журнал «Большой город» провёл акцию «Вне зоны доступа». Несколько здоровых людей сели на инвалидные кресла и попытались пожить пару часов своей обычной жизнью. А в 2007 году в Шомон-сюр-Луар проводился ежегодный фестиваль садового искусства, среди 26 садов на общую тему «Движение», сад, названный «Кресло в саду», предлагал посетителям попробовать себя в роли инвалида, сесть в кресло-каталку и совершить прогулку по саду.
Каковы особые проблемы этих людей?
- Сложности с перемещением.
- Невозможность нагнуться, чтобы достать до земли.
- Слабые хватательные возможности, плохая координация движений.
- Возникающие порой нарушения равновесия.
- Ограниченная амплитуда движений.
- Повышенная утомляемость, пониженная выносливость, неспособность к большим усилиям.
- Ограниченная мышечная масса.
- Чувствительность к погодным изменениям.
- Необходимость работать сидя.
С какими проблемами эти люди могут столкнуться в саду?
- Сильная удалённость сельскохозяйственных посадок от дома.
- Узость дорожек, аллей и отсутствие чётко проложенных бордюров.
- Рельеф, холмистость, рыхлая почва.
- Покрытые гравием аллеи, лестницы, неравномерность поверхности (брусчатка и т. д. ).
- Отсутствие пространства для маневров на инвалидной коляске.
- Роль поверхностей, не покрытых растительностью, подстриженных лужаек.
- Роль обновления сезонных растений (однолетних, двулетних, луковичных).
- Выбор деревьев и кустарников (высота, густота посадок, размещение, уход).
- Слишком широкое пространство для работы.
Мы должны продумать следующие ситуации:
- человек с физическими недостатками, у которого имеется или не имеется инвалидное кресло с мотором (без мотора);
- относительно здоровый человек преклонного возраста;
- человек маленького роста;
- человек с потерей какого-либо органа чувств;
- и даже человек, постоянно присматривающий за детской коляской.
Есть пожилые и больные люди, инвалиды, люди, перенёсшие серьёзные травмы; они бы и хотели уделять своим грядкам, бордюрам и газонам больше внимания, но лишены такой возможности. Мы должны принимать всё это во внимание, при создании сада для людей с ограниченной возможностью передвижения. Чтобы это пространство стало поистине приятным, необходимо, чтобы человек мог передвигаться в нём без особых неудобств, гулять, отдыхать, наблюдать за развитием растений, за тем, как распускаются цветы. Нужно чтобы он самостоятельно выращивать овощи и собирать фрукты. По этой причине как я уже говорила, нужно стремиться избегать слишком больших обрабатываемых площадей. Они должны располагаться максимально близко и быть небольших размеров. При их определении следует учитывать способность владельца обеспечивать за ними уход. Садоводческая деятельность должна оставаться источником удовольствия, а не принудительным или рабским трудом.
Концепция и создание частного сада для людей с ограниченной возможностью передвижения. Общей модели не существует, так как каждый сад уникален. Его размеры пропорциональны возможностям владельца ухаживать за ним. Необходимо его участие в оценке проблем передвижения, упомянутых возможностей, склонностей, личных потребностей и адаптации сада ко всему перечисленному. Короче говоря, сад, источник развлечения и удовольствия, должен представлять просто организованное пространство и обеспечивать несложность ухода – вот два основных фактора, которые надо принимать в расчёт.
Сад следует разбивать на плоской поверхности, организовав неприметный уклон рот дома для стока воды. Не рекомендуется: холмистость, откосы, пригорки, извилистые неровные дорожки – обычные составляющие пейзажных садов, так как они могут стать для владельца источником трудностей ухода за садом, повышенного напряжения и увеличить вероятность несчастного случая.
Чтобы обеспечить перемещение по саду, аллеи должны быть прямыми и пересекаться взаимно перпендикулярно. Следует предусмотреть пространство, достаточное для того, чтобы на кресле можно было разворачиваться. Для хозяина и сопровождающего его лица должна быть возможность передвигаться по главной аллее значит, она должна быть шире остальных аллей.
Въезд в гараж должен обеспечивать выезд кресла из подъехавшего транспортного средства. Также надо установит по краям дорожек бордюры для обозначения направления. Склоны надо оснастить перилами, если склон слишком длинный, предусматривается промежуточная площадка для отдыха. Избегать или свести до минимума лестницы. Если они необходимы, они должны быть оснащены перилами.
Покрытие аллей и террас не должно быть рыхлым (гравий исключается), скользким и с неровностями. Плитку следует укладывать плотно, все стыки или щели на поверхности не должны превышать 2 см. в диаметре или по ширине. Материал может быть различным: плитка, «автоблокирующиеся» блоки – оптимальные по форме, размерам и цене. Предпочтительны гладкие материалы, по которым легко двигаться, и одновременно не делающиеся скользкими в ненастную погоду. Это происходит с древесиной в дождь, поэтому она применяется исключительно для крытых помещений типа веранды. Так же плохо подходит людям в инвалидных креслах в плохую погоду – аллея с укреплённой почвой.
В небольших садах количество деревьев ограничивается несколькими экземплярами, тень от которых не велика. В отличие от хвойных, довольно однотипных по форме и цвету, кустарники представляют большой выбор: их форма, а так же расцветка листвы и цветков очень разнообразны. Их используют комбинировано при украшении стен, создании зелёного ограждения или дикой, не требующей регулярной обрезки живой изгороди.
Почвопокровные растения «одевают» цветники или украшают уголок с альпийской горкой, труднодоступный для культивирования и ухода. Посаженные вдоль аллей растения требуют особого отбора и ухода, чтобы избежать опасности от веток, нависающих над дорогой, мешающих проезду и увеличивающих риск падения. Следует избегать высаживать около аллей листопадные деревья и кустарники. Из-за них мокрая почва аллей во время листопада делается скользкой.
Цветники и клумбы должны быть узкими (1 м) квадратной или прямоугольной формы. Цветочные парапеты, ящики, клумбы, приподнятые цветники – это сооружения, позволяющие людям, вынужденным передвигаться в инвалидных креслах или испытывающим иные затруднения с перемещением, работать не нагибаясь, заниматься садоводством в комфортных условиях. Посадка растений в такие сооружения позволяет уделять внимание нуждам отдельных питомцев и использовать для посадки различные субстраты, подходящие для растений – любителей и кислых, и щелочных почв.
Приподнятые клумбы можно устраивать на разной высоте и различными по площади, приспосабливая для людей с ограниченными возможностями труда, чтобы им было легко ухаживать за культурами. Ощущения и удовлетворение, которые возникают у нас от окружающей среды, в большей степени зависит от личных возможностей в данный момент, связанных с обстоятельствами, которые нам не всегда подвластны. Мы по-разному оцениваем окружающую среду, что связано с возрастом, энергией, способностью к передвижению, привычками и посторонними факторами, которые могут на какое-то время повлиять на душевное состояние. Хорошо известно, что определённые звуки, цвета, движения, а так же тактильные ощущения могут стимулировать развитие людей, которые испытывают трудности с обучением. Немного подумав можно создать сад, в котором всё это предусмотрено, особое внимание в таком саду, уделено стимулированию обучения, но должны быть учтены так же потребности остальных членов семьи. В подобной ситуации времени для работы в саду остаётся немного, поэтому сад, особенно в том, что касается растений, должен быть спланирован таким образом, что бы уход за ним не отнимал много времени и сил. При простой, эффективной планировке, в саду не может быть скрытых уголков, и он в любое время должен просматриваться. Места, к которым следует ограничить доступ, например, ящик для инвентаря и контейнер для мусора, следует закрыть калитками. Дорожка в таком саду должна быть очень широкой и с шероховатой поверхностью мощения, чтобы обеспечить хорошее сцепление подошв с поверхностью, и чтобы было удобно по ним передвигаться на кресле-каталке. Для такого сада тщательно подбираются растения – без ядовитых плодов, стеблей, листьев, сока, а так же острых колючек, иголок или твёрдых сучьев, о которые можно пораниться. Другое соображение, которое учитывается при выборе растений для посадки, – яркая окраска листьев или цветков, а также способность быстро восстанавливаться при повреждении. В таком саду, обязательно должна присутствовать водная композиция с мягко пульсирующей водой. Верхний край фонтана должен находиться на такой высоте, что бы было удобно сидеть и спокойно рассматривать эту стимулирующую умственную активность водную композицию.
Слова «сад для слепых» у многих вызывают в сознании образ засаженных душистыми цветами приподнятых клумб с табличками, на которых написаны шрифтом Брайля названия растений. Между тем, слепые и слабовидящие люди, как правило, не требуют особого к себе отношения и хотят, чтобы к ним относились как к обычным людям. По статистике – 50 процентов незрячих, 42 процента неслышащих и 41 процент опорников считают себя такими же, как и остальные люди. Инвалид хочет не просто иметь равные права, он может и должен жить как другие люди. Гораздо правильнее представить себе прекрасный сад, который благодаря внимательному отношению к простым деталям планировки, конструкции строений и продуманному размещению растений подходит к любому человеку, не зависимо от того плохое или хорошее у него зрение. Существует одна характерная деталь в этом саду – мощение устраивается таким образом, что любые направления и границы между различными участками – выделяются текстурой или цветом. Поскольку у слепых сильно развито осязание, необходимо подобрать растения, имеющие на ощупь разную структуру. В посадках используются деревья, кустарники, многолетники и лианы, обладающие интенсивным ароматом, яркой окраской цветков или листьев и интересной текстурой поверхности листьев или стеблей. Здесь не высаживаются растения с шипами или колючими листьями, зато должны быть растения с тонкими стволами и длинными листьями, например, бамбук или карликовая ива, которые приходят в движение и шелестят от лёгкого ветерка. Значительное место отводится вечнозелёным кустарникам с мягкими листьями, ими можно обозначит места изменения направления движения. Создаваемые растениями препятствия на высоте менее 2 метров от земли представляют собой опасность.
Для ориентирования в саду рекомендуется использование пахучих растений. Важно не смешивать запахи, подобрать растения с разными периодами цветения и распределить их на расстоянии друг от друга. Связать каждый запах с определённым местом сада, чтобы таким образом идентифицировать эти места: уголок отдыха, террасу, цветники, огород и т. д. Слепой может ориентироваться по звукам, которые там раздаются. Создать различные покрытия аллей для ориентирования в саду: аллея, покрытая гравием, газоном, плиткой, с утрамбованной землёй и т. д.
Концепция и специфическое обустройство частного сада находит своё применение во многих садах, например саду Пяти чувств в Нанте, который по своему оборудованию, адаптации, зонам по интересам и окружающей среде является воплощением новой концепции и оригинальной организации особых садов. Сад Пяти чувств был задуман для того, чтобы каждый мог наилучшим образом провести в нём время: он был определенным образом адаптирован для людей с плохим зрением. Сад полифункционален, он воздействует одновременно на различные органы чувств:
- чувствительные восприятия (слух, зрение, обоняние, осязание);
- психологическое восприятие (медитация, размышления, безмятежность, спокойствие, радость, отдых и т. д. )
Источник обогащения – каждый может в этой среде найти пищу для восприятия благодаря адаптации и гармонизации форм, высот и красок.
В обустройстве сада, расположенного на острове Болье недалеко от побережья Луары, участвует ряд организаций, предоставляющих для него необходимое оборудование. Это очень посещаемый район Нанта. Впрочем, определяющим фактором выбора места расположения сада явилось наличие музыкальной консерватории. Это сад – излюбленное место прогулок слепых и людей с дефектами зрения.
Чтобы предоставить возможность ощущать все пять чувств, был создан ряд оригинальных объектов:
- музыкальный фонтан;
- солнечные часы;
- копилка запахов;
- крытая галерея из вьющихся растений и объекты ориентиры по краям дорожек.
Кроме того, при обустройстве побеспокоились об использовании материалов с различной текстурой, воспринимаемой на ощупь. Музыкальный фонтан – структура из нержавеющей стали скульптора Онелио Вильяндо: этот музыкальный фонтан создан как источник жизни, движения взлетающих струй, спокойствия зеркальной поверхности бассейна. Ансамбль представляет собой абсолютно неповторимое визуально-звуковое действо. В центральном бассейне находятся шесть вертикальных изогнутых труб. Семь подвижных элементов воздействуют на семь колоколов, каждый из которых передаёт один из семи основных музыкальных тонов.
Вода, выходящая из труб, раскачивает сферу, которая, вращаясь вокруг своей оси, заставляет звучать колокола. Регулируя более или менее быстрое поступление воды, можно менять ритм звучания, что создаёт разную музыку.
Тем же скульптором Онелио Вильяндо созданы солнечные часы. Они состоят из двух частей:
- подставки из чёрного гранита, на которой располагаются экваториальные солнечные часы; они обозначают время треугольной тенью указателя, падающей на циферблат, размеченный на подставке;
- вторые солнечные часы из нержавеющей стали, установленные на этой подставке, полукруглые и указывают время, с помощью воспринимаемой осязательно температуры, которая контролируется фотоэлементами.
В копилке запахов основной элемент архитектуры сада – растительность. Внешний вид, объём, окраска листвы, цветов и плодов создают столько чувствительных оттенков для глаза! Кроме того, слух может активно воспринимать в саду пение птиц, а так же иногда – шум листвы некоторых растений, в особенности осины и эвкалипта.
Восприятие мира запахов гораздо трудней. Чтобы обеспечить выделение запаха, были приняты в расчёт три фактора:
- зона спокойствия – изолированное место в парке, где стабильность воздуха мешает распространению аромата;
- расположение на солнце, в условиях аккумуляции солнечного тепла (благодаря использованию теплоёмких материалов: камней, кирпича, дерева), благоприятствующих распространению летучих веществ;
- приближение органов обоняния к цветам за счёт расположения растений на поставках, что сделало их доступней.
Листва – тоже источник и очень приятных осязательных ощущений. Этому так же уделено значительное место. На закрытой террасе собрана коллекция ароматных гераней – основная ценность копилки в летнее время. В саду так же представлены и другие растения с ароматными цветами или листвой и ароматические растения.
Крытая галерея из вьющихся растений – в этом уголке, где царят тень и прохлада, покой и отдых, по стенам расположена коллекция рельефных изображений листьев и плодов на глиняной плитке, подписанной шрифтом Брайля. Вьющиеся растения покрывают крытую галерею и создают необходимую тень. Крытая галерея создаёт тень, а так же поддерживает вьющиеся кустарники. Жимолость, жасмин, глициния – все эти виды пахучих цветов покрывают галерею.
Для прокладки и покрытия дорог были использованы разнообразные материалы. Сочетания их меняются, давая информацию для осязания (рельеф, жёсткость, теплота, холод и т. д. ). Так же они становятся индикаторами для слепых и обозначают ключевые точки. Главной проблемой для слепых остаётся передвижение. На земле выложена вымощенная гранитом полоска шириной 0,20 м, по которой можно узнавать направление дороги. Об изменении направления ми о перекрёстке сообщает пересекающаяся полоса, перегораживающая аллею на всю ширину, играя роль ориентира.
Использование различных материалов для покрытия почвы является важным средством для ориентирования при движении по саду. Кром этого, здесь использованы различные виды покрытия: цементная плитка, упругая синтетическая плитка, «автоблокирующаяся» брусчатка, древесина, «свободная кладка» плитки и т. д.
Площадь этого сада – 5700м2, засаженная площадь – 2600м2, площадь газонов – 1500м2, аллеи и залы отдыха – 1600м2.
Мы обладаем пятью чувствами: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Отними одно из них, мир станет намного меньше. Слух в саду Пяти чувств в Нанте – это звуки шагов на разных покрытиях, шум листвы, шум воды (музыкальный фонтан), пение птиц. Зрение – это тень и свет (крытые галереи из вьющихся растений, солнечные часы). Окраска цветов и листвы, объёмы и силуэты, смена времён года. Вкус – это прохладная вода, небольшие плоды. Осязание – это разные почвы и растительность. Солнечные часы устроены таким образом, что можно ощущать различную температуру в зависимости от времени. Плитки для удобства определения листьев по их рельефу. Информация написанная шрифтом Брайля. И наконец обоняние – это смолистый запах хвойных растений, пахучие кустарники, запахи цветов (копилка запахов). Еще в 1618 году Вильям Лавсон писал: " Разве нельзя найти во фруктовом саду то, что будет радовать ваш взор, что будет услаждать ваш слух, что понравится вам на вкус и то, что будет приятно вашему обонянию?. . ".
По материалам книг: Ноэль Кигсбери «Основы озеленения сада», Тим Ньюбери «Всё о планировке сада», Жак Ревель «Создай свой сад», Д-р Д. Г. Хессайон «Все о саде за которым легко ухаживать». Подготовила Танюшина В. В. Фирма "КипариС" ландшафтный дизайн в Волгограде.
Отзывы и комментарии