Зачем Аполлону смычок?

Для нетерпеливых ответ сразу: затем, чтобы играть на… лире. Такую странную и непривычную картину мы можем увидеть на произведениях художников Ренессанса. Например, Рафаэля (Раффаэлло Санцио), на его «Станцах Ватикана», фреска «Парнас». Или на картине Джованни Баттиста Лутери Досси «Аполлон».

На этих картинах изображен Аполлон, играющий на инструменте, похожем на скрипку. Собственно, это и есть лира. Именно так в те времена (конец 15 — начало 16 века) она именовалась. Сегодня этот инструмент, дабы избежать путаницы, называют «лира да браччо», что означает «плечевая лира». Лира да браччо

Этот инструмент был распространен по всей территории Апеннинского полуострова. И, как уже упоминалось, назывался просто лирой. Вот поэтому, наверно, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?

Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение.

Лира да браччо не зря так похожа на скрипку. Многие не слишком подкованные в музыке люди могут их и перепутать. Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники. Более близких у них нет. Они родственны по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Хотя отличие строя все же есть. И оно настолько существенно, что позволяет судить о том, что скрипка и лира да браччо использовались совершенно по-разному, даже разными социальными слоями.

Здесь следует упомянуть один интересный экспонат из московского музея им. Глинки. Находится он на стенде польских народных инструментов. Выглядит он так, как будто выпал из рук Аполлона с Парнаса Рафаэля. Но называется он каким-то непроизносимым для итальянцев именем.

Каким образом современным польским народным инструментом стала лира да браччо? Ответ можно получить только из истории той поры.

В самом конце 15 века у польского короля Зигмунта (Сигизмунда I) в Кракове сгорел замок. Восстанавливать его он пригласил флорентийских мастеров. А через некоторое время еще и женился на Боне Сфорца, сестре миланского герцога. Что ж удивляться, что и итальянская музыкальная культура оказалась в Польше. А вскоре и скрипка заняла достойное место в польской придворной, а потом и народной музыке.

Но как же все-таки увязать лиру да браччо и античную лиру, которая для нас и является собственно лирой? Античная лира

Аполлон в Древней Греции играл на лире. Той самой, которую мы знаем. Напоминающей рогатую тыкву (хотя корпус священной лиры был из черепахи). Но это было в совсем уж древней Греции. В классический период он играл уже на кифаре. Внешне они очень похожи, но совершенно различаются как по манере игры, так и по конструкции. На лире играли как на новгородских гуслях, а на кифаре — как на арфе.

Кифара стала профессиональным инструментом. А лира постепенно стала забываться. Превратилась в народный, и даже детский инструмент. Хотя сегодня в Африке мы видим точно такие же лиры, какие были в архаичной Греции. Но у африканцев они называются как угодно, только не лирой. Средние Века, крут

В Средние Века эстафету у лиры перенял другой инструмент. Вплоть до 19 века, начиная с шестого, на нем играла вся Западная Европа. Сначала играли как на лире, а потом стали играть смычком. Сегодня такие инструменты возрождают в Северной Европе. Это валлийский крут (вот такая у него странная орфография: crwth), финский йоухикко, шведская тальхарпа и некоторые другие.

Конструкция этого инструмента очень интересна. Корпус сделан, как у кифары, а струны прикреплены, как у древней лиры. Это крепление струн мы видим и у лиры да браччо, и у современной скрипки. Так что на привычных нам скрипках очень древнее крепление струн в нижней части, восходящее к древним африканским щипковым инструментам. У некоторых вариантов конструкции крута появился гриф посреди игрового окна, где у лиры проходили свободные струны. Византийская лира

Но слово «лира» в Греции сохранялось. Когда в 9−10 веках византийцы от арабов получили маленький пузатый смычковый инструмент с кожаной мембраной вместо деки, они его усовершенствовали и назвали… «лирой». Опять чтобы не перепутать, мы его называем «византийской лирой».

И распространилась эта лира по всей Восточной Европе. В том числе она попала и на Русь. И в Новгороде находят остатки таких смычковых «лир», а вернее по-нашему «гудков». Правда, некоторые ученые предполагают, что инструмент в ту пору назывался «смык». Современным народным инструментом хорват является «лирица». А болгары свой называют «гадулка», очень похоже на наш «гудок».

Сегодня существует аналог византийской лиры. Он называется «критская лира». По-гречески «кретике лира». Слово это удивительно напоминает средневековый «крут», или как его еще называли «крота» и «ротта». О нем мы уже говорили немного раньше.

Также в Италии существует калабрийская лира. Это не удивительно, если вспомнить, что греки в античные времена колонизировали практически все Средиземноморье, а юг Апеннинского полуострова и острова были заселены практически только греками.

Из хронологии видно, что лира да браччо существовала в течение небольшого периода времени всего два-три столетия в 15−17 веках. А крут, византийская лира и их родственники существовали как до, так и после, вплоть до 19 века.

При всех общих чертах, они все разные по конструкции. У каждого была своя эволюция, в том числе и у скрипки, упоминавшейся вскользь. Но каких-либо эволюционных переходов между инструментами нет. Это говорит о том, что за каждым в самом начале пути стоял какой-то талантливый мастер, имени которого мы не узнаем никогда. Душа инструмента

Самое главное в круте, критской лире, лире да браччо и современной скрипке — это одна небольшая деталь конструкции, характерная только для этих инструментов. В скрипке эта деталь настолько важна, что практически на всех европейских языках называется «душа». Только немцы и англичане (ох уж прагматичный они народ) зовут ее звуковым столбиком. Русские применяют уменьшительно-ласкательную форму «душка».

Эта деталь передает натяжение струн на нижнюю деку резонаторного корпуса. И формирует такой характерный для этих инструментов яркий тембр. Современную критскую (греческую) лиру, изготовленную мастером, неискушенный слушатель не отличит по звуку от современной скрипки, несмотря на такую разницу в форме.

Эта деталька представляет собой всего лишь маленькую круглую палочку длиной несколько сантиметров. У скрипки и лиры да браччо она распирает деки внутри корпуса, мы ее никогда не видим. А у критской лиры, ее восточноевропейских родственников и крута представляет собой удлиненную ножку подставки под струнами. И эта ножка через отверстие упирается в дно инструмента, тогда как другая, короткая — в верхнюю деку.

Такая конструкция позволяет значительно увеличить силу натяжения струн, а следовательно, сделать звук ярче и громче. К тому же резонанс возникает во всех элементах корпуса.

Очевидно, что кто-то из мастеров Ренессанса просто отрезал ножку и спрятал ее между деками. Так появился совершенно новый инструмент — лира да браччо. А прототипом ему явно послужила критская (византийская) лира. От нее и пошло само название. Хотя вдохновение мастеру подарили и другие инструменты (фидель и виолы).

Вот так, задавшись «правильным» вопросом в заголовке, мы узнали таинственную историю родства совершенно разных и таких знакомых скрипки и античной лиры.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: