Чем интересна необычная экранизация «Беовульфа»?
«Риск — благородное дело», — должно быть, решили продюсеры фильма и его режиссёр Роберт Земекис, берясь в очередной раз экранизировать сказание англосаксонского эпоса.
Мало того, что сам материал уже не один раз использовали в кино и даже мультипликации, а на родине от одного слова «Беовульф» у школьников начинается нервный тик, совсем как у наших при упоминании «Слова о полку Игореве». Создатели фильма пошли на двойной риск, решив снять картину при помощи высоких технологий. Вместо декораций — компьютерная графика, вместо актёров — их электронные копии. Зрителю предлагается не только вникнуть в сложную историю из северной мифологии, но и получить при этом удовольствие от двух часов созерцания чуда компьютерной анимации. Согласится ли он с такой перспективой?
Что может заставить пойти в кинозал нашего зрителя? Эффектный кинотрейлер и активная рекламная кампания. И тем, и другим его пичкали накануне премьеры «Беовульфа» в достаточном количестве. Чего стоила одна только Анджелина Джоли, выходящая из глубин морских в образе коварной соблазнительницы и чудовища по совместительству. Добавил «Беовульфу» зрителей и список знаменитых имён на киноафишах. Помимо уже упомянутой Джоли, в фильме снимались такие звёзды, как Рэй Уинстоун, Робин Райт-Пенн, Криспин Гловер. В первые дни показа в кинотеатры поспешили и преданные поклонники доктора Лектора, в миру Энтони Хопкинса. И не прогадали. Во всяком случае, это одна из немногих работ сэра Энтони, где он столь откровенен. Особенно оценят юные поклонницы Хопкинса тот момент, когда на анимированном герое актёра — короле Хродгаре — остаётся одна лишь корона.
Эротизма в фильме даже больше, чем можно было ожидать от сказки холодного Севера, пусть даже пересказанной на новый лад. Во всяком случае, первая часть фильма держится в основном на нём. Похотливые викинги заглядываются на прелести служанок, выражая свои намерения недвусмысленными фразами, от которых в кинозале стоит громкий смех брутальной молодёжи. После некоторых фраз девушки-зрительницы краснеют так, что заметно даже в темноте. Король Хродгард не отстаёт от своих подданных, тем более, что молодая жена обязывает его проявлять активность. Вот только проклятие, довлеющее над ним, не даёт полностью расслабиться. Несмотря на все старания юной красавицы, у короля нет наследников. Хотя это не значит, что нет детей. Недалеко от замка в подводном царстве вместе с мамой живёт сыночек — монстр Грендель. Периодически сынок навещает папу, и тогда половина войска оказывается разорванными пополам или просто съеденными. Прекратить творящееся безобразие способен лишь Беовульф.
Бесстрашный Беовульф является из-за моря. Он наполовину медведь, наполовину волк, о чём в фильме упоминается вскользь, причём очень неубедительно. Беовульф мало чем напоминает оборотня. Он скорее похож на нашего стриптизёра Тарзана: такая же гора мускулов, замешанная на явном нарциссизме. Самолюбование героя и присущая ему мания величия (чего стоят только вопли «Я — Беовульф», которыми сражаются наповал все враги) поначалу очень раздражают. Но проходит некоторое время, и начинаешь наслаждаться игрой Рэя Уинстоуна. Особенно приятно смотреть на Беовульфа, убелённого сединами, мудрого и раскаявшегося, каким он предстаёт в конце фильма.
Несмотря на обилие кроваво-красочных сражений, «Беовульф» — прежде всего психологическая драма. Фильм заставляет задуматься сразу над несколькими непростыми вопросами. Должны ли дети отвечать за грехи отцов? Должны ли отцы расплачиваться за подаренную когда-то жизнь? Легко ли быть бессмертным? Даже второстепенные персонажи и их отношения проработаны создателями фильма до последних мелочей. Жена короля и молодая любовница появляются на экране не так часто, но зритель успевает прочувствовать драму пожилой женщины, сохранившей любовь несмотря ни на что и сумевшей сделать соперницу подругой.
На первых минутах фильма в зале слышатся недовольные возгласы: «Так это всё на компьютере сделано!». Но совсем скоро они умолкают. Графика настолько безупречна, что очень скоро забываешь о том, что смотришь не обычную ленту. Творение компьютера не кажется бездушным. Фильм красочный и яркий, лица актёров так же выразительны, как и в привычном кино. Но и ничем сверхъестественным фильм не отличается. Стоило ли тратить сумасшедшие деньги на электронную графику, мучить актёров непривычными условиями работы и кучей датчиков, бороться с предубеждениями зрителей, чтобы в итоге получить ленту всего лишь не хуже, чем снятую традиционным способом? Кто знает.
Быть может, «Беовульф» положит начало новому направлению в киноиндустрии. Но как бы то ни было, он войдёт в историю кинопроката как первый фильм, полностью созданный с помощью компьютера. ]