Подвиг учёного, или Кто составил описание Камчатки и умер в нужде? (часть 1)
Плавания по Тихому океану выдающихся мореходов Беринга и Чирикова, совершенные ими в середине XVIII века, положили начало целой эпохе в истории географических открытий и исследований в районах крайнего северо-востока России и западной части Аляски.
Большую роль в такого рода плаваниях играла Камчатка, служившая важнейшей базой для русских промышленников, суда которых уходили отсюда в дальние походы к северным окраинам Тихого океана. Знакомство русских людей с Камчаткой произошло в 1696 году, когда отряд служилых и промышленных людей под командованием Владимира Атласова совершил большой поход по полуострову, ознакомился с его природой и местным населением. В XVIII веке на Камчатке имелось уже несколько русских поселений.
В период, когда была организована Великая Северная экспедиция с целью изучения северной части России, одним из отрядов руководили академик-натуралист Н. Г. Гмелин и историк Г. Ф. Миллер. В помощь им был придан молодой человек — студент Степан Крашенинников.
Из скудных сведений о ранних годах его жизни известно, что он родился в 1711 году в Москве, в семье солдата; в 1724—1732 годах учился в Московской славяно-греко-латинской академии, а в 1732—1736 годах — в Петербургском университете. Прибыв в Восточную Сибирь, С. П. Крашенинников вместе с И. Г. Гмелиным в 1733—1736 годах много путешествовал по сибирским просторам, принимал деятельное участие в экспедиционных работах, получил хороший жизненный и производственный опыт.
В июле 1737 года Степан Петрович Крашенинников был отправлен своими руководителями из Якутска на Камчатку. Ему доверили большое и ответственное дело по обследованию этого полуострова.
Ныне кажется непостижимым: как мог в то время молодой человек один совершить многочисленные маршруты по дикому краю, пересекая его поперек от берегов Тихого океана до берегов Охотского моря? И как могло случиться, что его одного отправили в столь рискованное многолетнее путешествие? Однако это является историческим фактом и свидетельствует о том, что, несмотря на молодость (26 лет), он был смелым и мужественным человеком, не испугавшимся трудностей, лишений и опасностей.
Тепло простившись со своими руководителями и получив от них соответствующие наставления и советы, С. П. Крашенинников отбыл в Охотск, а оттуда в начале октября морским путем отправился в Большерецк для выполнения своей миссии.
Во время плавания случилась большая беда: судно дало течь, и для облегчения его было выброшено все, что только можно, в том числе и личные вещи Крашенинникова. «И больше у меня ничего не осталось, как только одна рубашка, которая в ту пору на мне была…», — писал он в своем первом рапорте академикам.
Затем наступили годы странствий и скитаний по пустынной стране камчадалов — так называли русские ительменов, коренных жителей Камчатки, пользовавшихся в то время орудиями труда и охоты, сделанными из камня и кости. П. С. Крашенинников не раз удивлялся тому, как они «…без железных инструментов могли все делать — строить, рубить, долбить, резать, шить, добывать огонь, в деревянной посуде варить пищу…»
Молодой исследователь девять раз пересекал в разных направлениях полуостров. Он тщательно, обследовал побережье на протяжении 1700 километров, а длина внутренних маршрутов превысила 3500 километров. Учёный совершал путешествия на нартах, запряженных собаками, плавал в лодках-долбленках по рекам, но больше ходил пешком.
Представляя в едином своем лице целую экспедицию, Степан Петрович был одновременно геологом, историком, ботаником, зоологом, этнографом, географом в самом широком смысле этого слова.
Крашенинников дружил с местными жителями, много делал для них полезного, а они прониклись к нему уважением, любовно называли его студентом и помогали ему в работах, оберегали от опасностей и очень удивлялись тому, что этого человека интересует буквально все: реки и горы, насекомые и птицы, вулканы и рыбы.
«Студент хочет знать всё», — так говорили аборигены друг другу и даже сложили про него песню, в которой были такие слова:
Ежели бы я был студент, то бы описал всех морских чаек. Ежели бы я был студент, то бы поснимал все орлиные гнёзда. Ежели бы я был студент, то бы описал горячие ключи. Ежели б студент был я, то б описал всех птиц. Ежели б я студент был, то б описал всех морских рыб.
A впереди его ждали долгие годы пребывания на Камчатке, создание фундаментальной монографии об этой земле и бедная, одинокая и голодная жизнь на Родине…