Пейзажный сад

«ПЕЙЗАЖНЫЙ САД»
Веками все цивилизации пытались обустроить и оживить свои жилища и дворцы садами. Каждая из них оставила свой стиль, адаптированный к традициям и природным условиям, придавая, таким образом, саду функции гедонические, производственные, культовые или медитационные (ГЕДОНИЗМ - от греч. hedone — удовольствие, направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В новое время характерен для утилитаризма). Порой время уничтожало сады, как это стало с висячими садами Вавилона. Другие сады во все времена, в том числе и в наше, оставляют свой след. Такими садами являются и английские пейзажные сады 18 века, которые воспроизводили естественную среду с игрой света и тени, и эффектом перспективы. «Сады - Божья радость!» - сказал в XIX в. поэт Томас Браун, и большинство британцев полностью согласны с ним. Климат в стране умеренный, дождь идет почти круглый год, но летом даже иногда светит солнце. Трава сочно зеленеет, цветы и деревья приживаются легко и растут быстро. Неудивительно, что садоводство превратилось в национальное хобби. Королевское общество садоводов устраивает ежегодную выставку в Челси, на юго-западе Лондона. Там всегда многолюдно, хотя любая деревня в стране готова поспорить с соседней богатством цветочных клумб и плодов. Около трёх тысяч мелких землевладельцев в соответствии с Национальной садоводческой программой открывают ворота своих усадеб для любопытствующей публики. Пейзажный (ландшафтный) стиль садово-паркового искусства сформировался в Англии в начале 18 века, он стал отражением господствующих социально-политических и философских изысканий эпохи Просвещения. Именно в это время стала популярной идея «естественного человека, живущего в естественных природных условиях», а лозунг из «Общественного договора» Жан Жака Руссо - «Назад к природе!» нашел активных сторонников среди владельцев крупных и мелких поместий. По мнению некоторых исследователей, пейзажный стиль пришел в Европу из восточных стран, в частности из Китая и Японии с их поклонением красотам живой природы и твердой уверенностью в том, что гармонии можно достичь и при асимметричном расположении предметов на участке. Но утверждать подобное было бы не совсем правильно, поскольку знакомство с традициями стран Востока, состоявшееся благодаря путешествию в Китай во второй половине XIII века знаменитого исследователя Марко Поло, не помешало формированию и победному шествию по европейским государствам регулярного стиля садово-паркового искусства. Только в начале XX столетия восточные традиции, основанные на глубоком символизме, лаконизме и кажущейся простоте, вошли в архитектуру и ландшафтный дизайн в Европе. Таким образом, пейзажный стиль явился результатом исторического развития общества, а не следствием слепого подражания восточным традициям. Европейцы заимствовали лишь внешнюю сторону восточного ландшафтного дизайна: устраивали в парках и садах беседки, пагоды, мосточки и павильоны в китайском духе; идеи же восточных мудрецов, основанные на философском и религиозном восприятии мира, оставались для европейцев чуждыми. Наиболее известными представителями нового направления в садоводстве стали Уильям Кент, Ланселот Браун и Хемфри Рептон. Созданная Кентом Концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойственна прямая линия. Он, в частности, заменил симметричные водоёмы прудами неправильной формы. Браун и Рептон вошли в историю как выдающиеся мастера ландшафтной архитектуры. Прямые дорожки они заменили извилистыми тропами; на смену подстриженной живой изгороди пришли свободно расположенные группы растений. Ручьи и водопады были размещены таким образом, что представляли собой непрерывно движущуюся панораму. Газон начинался у самого дома. Но всётаки лучшим мастером этого стиля, «королем ландшафта», считается Ланселот Браун (1715 - 1783), который ездил от одного заказчика к другому, указывая на «возможности улучшения», обеспечившие ему и неплохой заработок, и почетное прозвище Всемогущий Браун. Браун особенно стремился придать парку естественный вид. Лучшее его творение - Стоу в Бакингемшире. Национальный трест относит этот парк к «самым лучшим произведениям британского искусства». В Стоу едва ли не впервые был проложен ров для защиты от домашнего скота. Благодаря этому изгороди больше не портили вид. Браун любил работать с водой; озера - подлинное украшение его парков. Знаменитый сад в Латон Ху, расположенный на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоёмов, посадок на холмах, извилистых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же великолепные образцы каменистых и водных растений, розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками такими как - махровая вишня, рододендроны и азалии. Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Сады и озера в парке Бленхеймского дворца в Оксфорде - в числе лучших из 200 созданных им пейзажей. Один из самых старых садов, планировка которого была выполнена Брауном, является Сайон Хаус. Этот сад упомянут в книге Уильяма Тернера «Имена трав», вышедшей в 1548 году. Владелец сада, первый герцог Нортумберленда, в середине 18 века значительно обогатил своё детище. Позади его дома находился обширный водоём, где собирались дикие утки и цапли. Перед домом был расположен огромный парк с большим количеством деревьев, включая кедр гималайский, древний экземпляр стиракса, другое название - ликвидамбар, а так же кипарис болотный. Ликвидамбар - дерево, растущее в Северной и Центральной Америке и Азии. Ликвидамбары разводят как декоративные растения, при повреждении коры они выделяют стиракс – ароматический бальзам, выделяющийся из порезов стволов и применяемый в парфюмерии и медицине. В саду собрана большая коллекция дубов. В большом павильоне продавалось всё необходимое для любителей садоводства: семена, луковицы, садовые инструменты и книги. Однако первый герцог Нортумберленда не был зачинателем в этом деле. Так при Королевском садоводческом обществе, основаном в 1804 году сэром Джозефом Бенксом и несколькими энтузиастами, был открыт в 1818 году экспериментальный сад, который стал поставщиком растений для садоводов. Ощутимый вклад в садоводство Англии внесли питомники растений, луковиц, и семян, доставляемых из разных стран. Первый большой питомник принадлежал Джоджу Лондону и Уайзу. Организатор другого питомника - Филипп Миллер, куратор сада лекарственных растений в Челси и автор словаря для садоводов. В стране немало садов, парков и дендрариев на любой вкус. Парки некоторых крупных поместий являются национальным достоянием. Ботанический сад Шотландии находится в Эдинбурге. На севере страны растут главным образом сосны и ели, но в Инверийских садах в Грампианских горах замечательно себя чувствуют даже тропические растения. Королевский ботанический сад в Кью, в том виде, в котором существует в наши дни, объединил два королевских владения: восточная его часть заняла земли Кью Хаус, а западная – земли Ричмонд Гарденс. Кью был отделён от Ричмонда Вьючной тропой, которая называлась «тропой любви». Сад Ричмонда создавался под пристрастным наблюдением королевы Каролины, не жалевшей на его усовершенствование больших сумм. Планировка сада принадлежала Бриджемену, самому модному в то время ландшафтному архитектору. Он предусмотрел сохранение естественного ландшафта, дубовых рощ. Фредерик принц Уэльский, в 1730 году арендовал эти земли и привлёк Уильяма Кента для работы в саду. Над садами в Кью работал и Браун, на сегодняшний день это главный ботанический центр Британии недалеко от Лондона, который был заново восстановлен после урагана 1987 года, уничтожившего немало прекрасных деревьев. Всемирно известный сад в Боднанте – Северный Уэльс был спланирован и выполнен в 1798 году лордом Аберконвеем, который позднее стал президентом садоводческого общества Англии. Боднант славился своими террасными посадками и бархатными газонами, ярко зеленеющими в тени древних деревьев. На 60 акрах размещены кусты роз самых разнообразных сортов, садовые лилии, примулы, меконопсис и горечавка. Здесь собрана богатая коллекция рододендронов и магнолий с декоративными розовыми, розовато-лиловыми и жёлтыми цветками. Китайские эвкрипии, цветущие белыми цветками, и алые эмботриумы придают саду особую прелесть. На фоне горы Сноудон сад Боднант с его бассейнами с нимфееями, прекрасными розами, рододендронами и тисами представляет собой зрелище сказочной красоты. Нимфея многолетнее водное растение, иначе называемое кувшинка, образующее заросли в прудах, озерах и медленно текущих водах. Ещё один знаменитый сад – Хескомбкорт, расположен на фоне холмистых возвышенностей Суррея. Его замечательная коллекция нарциссов привлекает тысячи посетителей. На смену нарциссам приходят георгины и астры. В апреле и мае здесь цветут многочисленные альпийские растения, собранные в каменистом саду. Хорошо известен сад Найманс Хендкросс, расположенный на холмах Северного Сассекса. Он славится своей коллекцией рододендронов, цветущими кустарниками и хвойными растениями. Сад значительно обогатился сборами известных исследователей-ботаников: Кингдона Уарда, Комбера и Форреста, которые привезли много растений из Китая, Тибета, Южной Америки и Тасмании. Особенно известна здешняя коллекция гибридных лилий. Знаменитая пергола сада, увита пурпурными цветками вистерии мультиджуга привезённой из Японии, другое название - глициния, вьющееся декоративное растение из семейства бобовых с кистями душистых цветков. Сад Грейндж в Кенте известен своей коллекцией японской вишни, насчитывающей 200 видов и разновидностей, включая гибридные формы. Рододендроны и азалии, образуя нижний ярус, прекрасно дополняют цветущую вишню. Сад особенно красив осенью, когда деревья одеваются в медную и тёмно-красную листву. Очень красив сад Стаурхеда с его трёх рукавным озером, на берегу которого сооружён небольшой пантеон. За озером - лес, состоящий из бука и пихты. У самой воды большими группами посажены рододендроны. Сад – детище Генри Хора, который в течение 30 лет трудился над ним, превра¬щая в прекрасный образец ландшафтной архитектуры. С тех пор, то есть с середины 18 века, коллекции сада пополнились значительным количеством новых видов растений. Жители Великобритании гордятся еще многими парками, не похожими друг на друга, но обладающими одним общим качеством - естественностью и гармоничностью, позаимствованными у природы. Период 18 и начала 19 века называют «эпохой Англии». В этот период англичане распространяют своё влияние на Северную Америку, Австралию, Восток. В это же время укореняется английский пейзажный сад на индийской почве. Газон, бордюр из цветущих однолетних растений, свободная посадка деревьев, кустарников и вьющихся растений в парках и садах, серпантин проложенных дорожек – всё это явилось вкладом англичан в ландшафтную архитектуру Индии. Зелёный газон, уплотнённый и подстриженный специальными машинами, придаёт свежесть садам и паркам даже в самые знойные дни лета. Здесь растут ароматные деревья, кустарники, вьющиеся и луковичные растения. Флоксы, вербена, живокость, настурция, георгины, василёк, гвоздика, анютины глазки, чернушка, астра, львиный зев и многие другие растения были привезены в Индию англичанами. Если прежде индийцы придерживались симметричной планировки садов, то теперь под воздействием идей Брауна и Рептона, в Индии получил право на жительство стиль пейзажной – ландшафтной архитектуры. В начале 19 века в Индии было создано Общество садоводства и сельского хозяйства. В 1872 году Общество организовало собственный сад, который занимает всего 25 акров, но считается одним из лучших в Индии по своей ландшафтной архитектуре. По периметру сада проложена свободно вьющаяся дорожка, по которой можно идти часами, наблюдая большое разнообразие растений. Как я уже говорила английский ландшафтный сад – не заимствование искусства Китая или Японии. Он является самобытным произведением Англии, и его создатели выразили в нём собственные представления о красоте природы. Планировка садов и парков проводилась масштабно, включая в себя устройство озёр путём строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями, и учётом законов гармонии. Совершенство групповой посадки заключается в умелом сочетании деревьев различных видов, возраста и величины. Хвойные например высаживались вместе с широколистными деревьями, сбрасывающими листву. Да это тоже один из приёмов родившийся вместе с пейзажным садом. В начале 19 века начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник Викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. В таком виде сад просуществовал не долго. Ботаник исследователь Дэвид Дуглас, селекционеры и садоводы начали культивировать множество не известных ранее цветущих растений, и этот наплыв новых культур разрушил педантичность викторианского сада, который превратился в современный английский сад с его густым травяным покровом, бордюром из травянистых растений, посадками кустарника, в частности способного расти среди камней. Промышленная революция начала 19 века глубоко повлияла на социаль¬ную структуру Англии. Сила, которой обладали землевладельцы-аристократы, перешла в руки купцов, банкиров и промышленников, т. е. в руки нового, капиталистического класса. В викторианский период образовался средний класс, который составляет ядро современного английского общества. Большинство лендлордов не могли позволить себе иметь огромные ландшафтные сады и частные парки, и это повлияло на искусство планировки садов. Наиболее частым стал небольшой современный сад. Историк ландшафтного дизайна А. Э. Регель обращал внимание на то, что в садах и парках пейзажного стиля «искусственность преследуется так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты — по возможности развиты, а при отсутствии таковых — созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности». Характерной особенностью пейзажного стиля является неровный рельеф местности, в котором плоские поверхности чередуются с возвышенностями и склонами, овраги — с водоемами, все это гармонично вписывается в общий ландшафт. Еще одна отличительная черта данного стиля — свободная планировка участка и асимметричная компоновка: все предметы, отличающиеся друг от друга формой и величиной, размещают на участке таким образом, чтобы создать впечатление некой уравновешенности. Благодаря этому достигается гармония в отношениях человека и природы. Все имеющиеся на участке постройки являются естественным дополнением пейзажа, а соединяющие отдельные композиции извилистые дорожки и тропинки, вымощенные природными материалами - камнями, древесными спилами, располагаются в произвольном порядке. Свободные живописные композиции умело располагаются на участке и придают им романтическое настроение, так как смена картин сада продумана не только в настоящий момент, но и во все сезоны, вплоть до окраски осенних листьев. Например, цветов в английских садах высаживалось не много, их можно было наблюдать около дома и разбросанными пятнами по всему участку, акценты делались на сочетания определённым образом формы, текстуры, цвета. Деревья должны были иметь несколько ярусов, как в природе, около липы рос куст боярышника, а их стволы изящно прикрывали небольшие кусты кизильника, пузыреплодника… Зелёные просторы радовали глаз своей разнородностью, ненавязчивостью и там можно было увидеть самые различные сочетания трав. Истинная красота сада проявляется лишь по мере продвижения от одного его участка к другому. Гармоничным дополнением ландшафта являются естественные или искусственные рвы и валы, а также водоемы с размытыми очертаниями береговой линии, око¬ловодными растениями, галькой и песком, журчащие ручьи. Извилистые дорожки, поляны, лишённые чётких очертаний группы тенистых деревьев, произвольно расположенные цветущие растения, постройки в виде шалашей и ферм. Тенистые изогнутые аллеи, перемежаются открытыми зелёными лужайками с деревьями-солитерами. Декоративные цветники желательно располагать рядом с домом, а свободное пространство засаживать красивоцветущими полевыми и лесными многолетниками. В конце 19 века, под влиянием Уильяма Робинсона и Гертруды Джекилл родился один из видов декоративного цветника в пейзажном саду, - это травянистый бордюр. Начался решительный отказ от стройных рядов растений. Были разработаны всевозможные правила высаживания в бордюр растений. Необходим был фон в виде в виде зелёной изгороди или кирпичной стены со следами времени, а бордюрные многолетники сажались неформальными группами и строго по ярусам: самые высокорослые сзади, а низкорослые – по переднему краю, отгораживая бордюр от газона. Перед посадкой рисовались подробные планы – от цветовых контрастов бежали как от чумы, соседние растения должны были расцветать одно за другим, для большей привлекательности рядом сажали цветы разной формы. Бордюр должен был быть достаточно длинным и иметь не менее трёх метров в ширину – в самом изысканном варианте разбивали два параллельных бордюра, разделённых широкой дорожкой коротко стриженого дёрна. Искусно спланированный и ухоженный травянистый бордюр летом, представляет собой великолепное зрелище. В течение первой половины 20 века в каждом уважающем себя английском саду обязательно был травянистый бордюр, да и сейчас классический, травянистый бордюр можно увидеть в некоторых садах и парках Британии, но устраивать его в своём саду не стоит. Травянистый бордюр требует много места и внимания, а смотреть на него можно только с одной стороны. Сплошная зелёная изгородь закрывает солнце и препятствует циркуляции воздуха, поэтому без постоянной тщательной подвязки задние ряды растений наклоняются вперёд, нужно удалять увядшие цветки, каждые несколько лет делить и пересаживать все растения и даже при заботливом и умелом уходе самые лучшие бордюры часть года выглядят уныло. Лучший вариант - это смешанный бордюр – «мискбордер», так же дитя Гертруды Джекилл, именно она изобрела этот вид декоративного цветника, который вобрал в себя лучшие черты палисадника, травянистого и кустарникового бордюра и английского деревенского сада. Основная идея такого бордюра – создать в саду красочное, неблекнущее, даже зимой, пятно, обеспечить в течение всего сезона непрерывное цветение. В миксбордере можно высаживать самые разные растения, лишь бы им подходили условия данного участка сада. Силуэт бордюра определяют розы, вечнозелёные и цветущие кустарники и создают постоянный и красочный «каркас», между ними группами по три - пять высаживают бордюрные многолетники. Однако следует избегать эффекта пятнистости, который получается при выращивании отдельных, разрозненных растений. Некоторые растения с архитектурным обликом, например, акант, кортадерию или по другому пампасную траву, можно высаживать по одному экземпляру, но другие многолетники лучше размещать группами, иначе бордюр будет выглядеть пустым. Ближе по переднему краю бордюра промежутки между растениями можно заполнить однолетниками или луковичными. Летники обеспечат длительное и яркое цветение на протяжении всего лета, а луковичные оживят бордюр в начале весны. Совет: тщательно подбирайте растения для миксбордера, старайтесь избегать недолговечных растений вроде анхузы, водосбора и многолетнего льна, и растений типа гравилата, которые нужно часто делить. На заднем плане бордюра вместо растений со слабыми стеблями, вроде гелениума, посадите высокие кустистые растения вроде арункуса, более распространённое название - волжанка. Английский пейзажный сад разрушает все законы симметрии, этот стиль характерен для английских деревенских садов. Никакого плана не просматривается – посадки загущены, и новые цветы сажают просто туда, где есть место. Горшки старые корыта, узкие дорожки и кирпичные стенки образуют рамку для однолетников, многолетников, роз, кое-каких кустарников, овощей и т. д. Он воссоздаёт внешнюю среду, соблюдая все элементы природы, стремясь лишь усовершенствовать формы и структуры в едином замысле ухода за всеми растениями без исключения. Пожалуй, лучшими образцами ландшафтного стиля в европейских государствах могут служить старинные английские усадьбы, в частности сады, созданные знаменитыми садоводами Чарльзом Бриджеменом и Уильямом Кентом в местечке Стоу. Здесь отмечаются и произвольное расположение дорожек и площадок, и свободные, нечеткие контуры полян, лужаек и водоемов. Иными словами, на участках господствует живописность естественного ландшафта, сад не обособляется от окрестного пейзажа, а как бы органически связывается с ним. Несмотря на то, что сад в деревенском стиле производит впечатление «естественного», ухаживать за ним совсем не просто, и без регулярной обрезки, удаления, отцветших цветников, полива и прочего ухода, он превратится в непроходимую чащу. Хотя существует и другое мнение - в виду того, что при выборе древесно-кустарниковой растительности предпочтение отдается породам местного происхождения, и в ландшафтном стиле на смену классическим партерам приходят красивые лужайки, геометрически правильные бассейны и каналы сменяются водоемами нечетких контуров, а рядовые аллейные посадки — произвольным, групповым или солитерным расположением деревьев и кустарников, в связи с этим обустройство участков в пейзажном стиле предполагает гораздо меньшие материальные и физические затраты. Пейзажный стиль на сегодняшний день очень популярен. Многие люди предпочитают иметь на своих участках истинные уголки природы, которые так похожи на естественный ландшафт. Именно это является отличительной чертой стиля. Он наполнен живописными элементами сада: звонкими ручьями, березовой рощей, поляной цветов, тихим озером… Одно из направлений пейзажного стиля в современном мире ландшафтного дизайна - стиль «натургарден». Этот стиль настолько универсальный и пластичный, что его можно использовать при оформлении практически любой части сада: от зоны отдыха с кострищем-барбекю и нарочито грубоватой садовой мебелью до детской площадки с домиком, «притаившимся» в кроне дерева; от теневого цветника до нарядного миксбордера в палисаднике. Если кого-то настораживает иностранное словечко «натургарден», поясню: так по укоренившейся привычке называют сад природный, или экологический. Опять непонятно?. . В общем, это сад, в котором царит естественность и хорошо себя чувствуют и люди, и животные, и растения. Этот стиль просто идеально подходит для того случая, когда на небольшом участке должны быть представлены функциональные зоны в максимально полном наборе и нет возможности визуально изолировать их друг от друга. Да и для больших территорий он подходит не менее — лучшие усадьбы в России обустраивались именно по этому принципу: сад с липовыми аллеями, вековыми дубами, непроходимыми зарослями шиповника и чубушника служил естественным продолжением ближайшего леса, и трудно было установить границу между ними. Природный стиль позволяет гибко подходить к решению любых задач, возникающих по ходу строительства. Жаль только, что подобные сады, чрезвычайно популярные в Европе и Англии (впрочем, как и все сферы жизни, так или иначе связанные с экологией), у нас в России пока еще считаются редкостью. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА ПРИРОДНОГО САДА: 1. При создании такого сада стремятся к сохранению естественного рельефа, почвы, существующих растений. 2. Предусматривается создание как можно более разнообразных сред обитания — от сухого ручья до глубокого водоема, от солнечной полянки до сумрачного леса. 3. Видовые представители мира растений более предпочтительны, нежели сортовые. 4. Некоторые уголки сада не осваивают сознательно, оставляя их в перво¬зданном виде. Сады, напоенные воздухом пейзажного стиля, — прекрасное место для отдыха, где можно найти уютное убежище от стрессов современной жизни. В сравнении со строгой геометрией регулярного стиля пейзажные сады отличаются мягкостью линий и плавностью контуров. Всякая твердая поверхность прикрыта растительностью. Бордюры оформлены в виде живописных холмов хаотически переплетающихся растений. Вьющиеся растения свободно поднимаются по стенам дома, стволам деревьев и кустарников. Кусты подрезаются только в тех случаях, если надо избавиться от больных и лишних ветвей, но их облик остается естественным. Формирование кроны производится в редких и особых случаях. Элементы пейзажного стиля создают впечатление зрелости, даже если сад относительно молод, особенно в тех случаях, когда необходимо скрыть неприглядные конструкции под плотным покровом листвы. Совершенно неприглядному зданию можно придать полное очарование, если замаски¬ровать растениями острые углы или грубо окрашенные поверхности. Даже самый безликий, прямоугольный сад приобретет элемент таинственности, если его симметричная планировка будет скрыта набегающими друг на друга волнами растительности. Английский пейзажный сад многолик. Обязанный своим названием и надежной географической пропиской туманному Альбиону, он все же кочует по свету, приобретая неповторимые черты природных ландшафтов тех мест, где живут его создатели.
Подготовила по материалам книг: М. Рандхава «Сады через века» 1981 г., Кристофер Брикел Энциклопедия «Современный сад» 2003г., журнала «Сад своими руками» №3/2002. Танюшина В. В. Фирма "КипариС" ландшафтный дизайн в Волгограде.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: